9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

Еще одним дебютантом авиасалона МАКС-2021 стал первый опытный образец модернизированного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, проходивший летные испытания в Жуковском с декабря прошлого года. Он изготовлен на базе серийного Ил-114, выпущенного еще в 1994 г., но оснащается новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 и усовершенствованным комплексом авионики. На авиасалоне первый Ил-114-300 можно было увидеть как на статической стоянке, так и в полете – практически ежедневно он исполнял эффектный комплекс летного показа.

20 июля, в первый день работы авиасалона МАКС-2021, в авиационно-техническом комплексе филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском в присутствии министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова состоялось заключение ряда сделок на поставку российским авиакомпаниям в общей сложности 58 самолетов SSJ100.

Еще одним дебютантом МАКС-2021 стал первый опытный образец нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-­901 «Байкал», разработку которого в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли России ведет компания «Байкал-Инжиниринг» – дочернее предприятие Уральского завода гражданcкой авиации (УЗГА). Работы по постройке первого экземпляра «Байкала» проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета), причем инженеры и научные сотрудники, преподаватели и студенты вуза активно участвовали в разработке рабочей конструкторской документации, создании математических моделей, проведении натурных экспериментов и изготовлении планера самолета. Его сборка завершилась накануне открытия авиасалона.

Создание электрических и гибридных силовых установок для летательных аппаратов стало одной из центральных тем нынешнего авиасалона. Пожалуй, наиболее заметным экспонатом в этой области на МАКС-2021 стал представлявшийся Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) совместно с НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», ЦИАМ им. П.И. Баранова и ЗАО «СуперОкс» самолет – летающая лаборатория Як-40 для практической отработки технологий гибридных силовых установок (ГСУ). Эти работы проводятся по заказу Минпромторга России и Фонда перспективных исследований. Помимо перечисленных организаций в проекте принимают участие ряд вузов – Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), МАИ и МФТИ.

Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 сразу несколько премьер в сегменте гражданского вертолетостроения. Впервые были продемонстрированы новейший офшорный вертолет Ми-171А3, модернизированные Ка-32А11М и «Ансат-М», первый Ка-226Т производства Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ), а также винтокрылый беспилотный летательный аппарат БАС-200.

В июне этого года исполнилось ровно 60 лет, как на летные испытания вышел опытный вертолет В-8 – первый прототип будущего Ми-8, наиболее известного и популярного отечественного винтокрылого аппарата, выпущенного в огромном количестве модификаций общим «тиражом» уже более 13 тыс. экземпляров, летающих в восьми десятках стран мира. Серийное производство вертолетов этого семейства осуществляется на заводах холдинга «Вертолеты России» в Казани и Улан-Удэ уже более полувека, тем не менее они по-прежнему остаются востребованными рынком. Для повышения привлекательности у потенциальных заказчиков разработчики машины из Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.Н. Камова продолжают работы по модернизации модели и созданию новых модификаций. Несколько лет назад был разработан и сертифицирован в России, а затем и в нескольких зарубежных странах глубоко модернизированный Ми-171А2 с улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. А недавно, в июне 2021 г., на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолета России» завершилась сборка первого опытного образца новейшей модификации Ми-171А3, адаптированной под требования компаний нефтегазовой отрасли. Презентация офшорного Ми-171А3, имеющего ряд принципиальных конструктивно-технологических отличий от ранее выпускавшихся вертолетов знаменитого семейства милевских «восьмерок», состоялась на авиасалоне МАКС-2021.

Разработка, серийный выпуск и сервисное обслуживание отечественной вертолетной техники сосредоточено во входящем в госкорпорацию «Ростех» холдинге «Вертолеты России», организованном в результате проводившегося в соответствии с Указом Президента России от 29 ноября 2004 г. реформирования отрасли отечественного вертолетостроения и объединившем все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны. Продолжением интеграционных процессов стало объявленное осенью 2019 г. создание в структуре холдинга объединенного Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (НЦВ «Миль и Камов»), при этом декларировалась приверженность сохранению обеих конструкторских школ и исторических марок российских вертолетов «Ми» и «Ка».

Минувший год, в начале которого разразилась беспрецедентная пандемия, стал настоящим испытанием для всей авиационной индустрии планеты. Не стала исключением и отрасль вертолетостроения, которой коснулось пусть и не такое глобальное, как у коллег – поставщиков гражданских авиалайнеров, но тоже довольно существенное снижение производственных показателей. Ведущая пятерка западных производителей винтокрылой техники, к которой принято относить европейские Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters (бывшие Eurocopter и Agusta Westland соответственно), американские  Bell Helicopter, Sikorsky и Boeing, поставила в 2020 г. заказчикам в общей сложности 707 новых вертолетов – почти на 20% меньше, чем годом ранее. Особенно драматично это снижение коснулось коммерческой техники, в то время как спрос на вертолеты по государственным контрактам почти не уменьшился, а порой даже вырос.

Весной 2021 г. авиакомпания «Ред Вингс» приступила к эксплуатации первых в своей истории широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров: раньше ее парк состоял исключительно из 208–210-местных отечественных среднемагистральных Ту-204, затем, в 2017 г., к ним добавились, а с 2018-го полностью заменили их 220-местные А321 и 180-местные Airbus A320 (параллельно в 2015–2016 гг. и с осени 2020 г. эксплуатировались региональные самолеты SSJ100), и вот теперь она поставила на свои маршруты и 412-местные Boeing 777-200ER – соответствующее разрешение было выдано перевозчику Росавиацией 11 февраля 2021 г.

27 апреля 2021 г. парк гражданской авиации России пополнился сразу тремя новыми региональными самолетами SSJ100: в базовый аэропорт авиакомпании «Ред Вингс» из Центра поставок филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» в Жуковском перелетели одна за одной машины с бортовыми номерами RA-89141, RA-89144 и RA-89143. В последних числах месяца все они приступили к выполнению регулярных пассажирских рейсов на маршрутах «Ред Вингс», которая в ближайшие годы может стать одним из крупнейших операторов «Суперджетов».

Эта «тройная» поставка стала своего рода подарком к 10-летию с начала коммерческой эксплуатации самолетов SSJ100. Напомним, первый регулярный пассажирский рейс на головном серийном самолете с заводским №95007 состоялся 21 апреля 2011 г. из ереванского аэропорта Звартноц в московское Шереметьево. И пусть авиакомпании «Армавиа», ставшей стартовым оператором SSJ100, пришлось уйти с рынка весной 2013 г., ее вклад в освоение регулярных полетов на новом российском региональном лайнере нельзя недооценивать: ей первой пришлось столкнуться с неизбежными для любого нового самолета трудностями начального этапа эксплуатации, при этом в первые же месяцы коммерческих полетов она смогла продемонстрировать весьма высокие показатели месячного налета, в т.ч. на довольно длительных международных рейсах. Спустя два месяца, 16 июня 2011 г., с первого полета из Шереметьево в Пулково, началась и коммерческая эксплуатация SSJ100 в «Аэрофлоте».

Авиакомпания «Смартавиа» (до апреля 2021 г. имела юридическое название «Нордавиа – региональные авиалинии», с 2019 г. летала под брендом Smartavia), до сих пор имевшая в парке исключительно самолеты Boeing 737, нынешней весной приступила к эксплуатации новых для себя 180-местных авиалайнеров Airbus A320neo. Первый из них, VP-BOS, прибыл в Домодедово 15 апреля 2021 г., второй ­(VP-BOF) – 30 апреля. Оба самолета выпущены в 2017 г. в варианте А320-251N с двигателями LEAP-1A26 производства CFM International и ранее эксплуатировались прекратившей в конце прошлого года свою операционную деятельность мексиканской авиакомпанией Interjet.  

Как сообщили 14 мая 2021 г. в корпорации «Иркут», на Иркутский авиационный завод, являющийся филиалом корпорации, доставлена первая консоль крыла самолета МС-21-300, изготовленная из российских композиционных материалов. «Консоль будет установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику. Ранее на этот самолет был установлен центроплан, также изготовленный из отечественных композитов», – говорится в пресс-релизе компании.

9 апреля 2021 г. на предприятии южнокорейской авиастроительной компании Korea Aerospace Industries (KAI) в Сачхоне состоялась торжественная церемония выкатки первого опытного образца истребителя, создаваемого по программе KF-X. В ходе мероприятия было объявлено, что самолету присвоено название KF-21 Boramae (что читается «Порамэ» и можно перевести с корейского как «молодой сокол»). Внешне он напоминает другие уже летающие или еще только разрабатываемые в ряде стран истребители пятого поколения, но, не имея внутренних отсеков вооружения и некоторых других характерных особенностей подобных самолетов, все же до него несколько не дотягивает: в самой Корее принято относить KF-X к «промежуточному» поколению «4,5» (или «4+»). Считается, что он заменит в южнокорейских ВВС устаревшие американские F-5E/F и F-4E, а затем, возможно, и часть F-16C/D, и будет эксплуатироваться в них наряду с более «продвинутыми» F-35A (поступают на вооружение Республики Корея с 2019 г.) и тяжелыми F-15K. Первый полет KF-21 ожидается следующим летом, а к серийному производству и поставкам планируется приступить в 2026 г.

19 апреля 2021 г. состоялось событие, которое эксперты в области космонавтики считают историческим: миниатюрный беспилотный вертолет Ingenuity, доставленный на Марс с автоматическим планетоходом Perseverance американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA, успешно совершил первый управляемый полет в атмосфере чужой планеты. Поскольку по плотности марсианский воздух на уровне поверхности более чем в 100 раз разреженнее земного, летательному аппарату здесь гораздо труднее создавать аэродинамическую подъемную силу. Это лишь частично компенсируется меньшей гравитацией Марса (которая составляет примерно треть от земной). Взлет дрона с поверхности Красной планеты эквивалентен полету на высоте более 30 км над Землей – т.е. там, куда не залетал ни один существующий вертолет. В течение трех недель Ingenuity еще четыре раза успешно поднимался в небо над Марсом, делая снимки местности, и хотя его миссия первоначально рассчитывалась всего на пять полетов, ее решено продолжить.

14 апреля 2021 г. компания Blue Origin, основателем и владельцем которой является американский предприниматель Джефф Безос, осуществила очередной, 15-й по счету испытательный полет суборбитальной системы New Shepard. На борту находились манекен Скайуокер и различное оборудование для проведения экспериментов в невесомости. Старт состоялся с пускового комплекса на полигоне Ван-Хорн в западной части штата Техас. Двигатель проработал 2 мин 14 с, разогнав аппарат до скорости 3578 км/ч и отключился на высоте 46,4 км. После непродолжительного совместного полета система разделилась – весь остальной путь капсула экипажа и ракетный блок проделали порознь и, достигнув в апогее высоты около 105,7 км, устремились к земле. Невесомость на борту длилась около 5 минут.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, распространившаяся в начале 2020 г. из Китая по всему миру и в марте дошедшая до России, стала серьезнейшим испытанием на прочность всей гражданской авиации. Не стала исключением и наша страна. Если в первые два месяца 2020 г. отрасль продолжала демонстрировать положительную динамику, то уже в марте, по мере развития эпидемии, авиаперевозки начали стремительно падать. А после того, как с 27 марта 2020 г. было полностью приостановлено регулярное и чартерное сообщение с зарубежными странами, а в Москве и регионах России стали вводиться карантинные меры, ситуация и вовсе переросла в катастрофическую. Большинству отечественных авиакомпаний пришлось временно законсервировать на стоянках в аэропортах значительную часть своего авиапарка.

Ижевская авиакомпания «ИжАвиа», до сих пор эксплуатировавшая только отечественные самолеты Як-42Д, в феврале 2021 г. получил свой первый авиалайнер западного производства – 182-местный Boeing 737-800 (VP-BUU). Первый его коммерческий рейс из московского Домодедово в аэропорт Ижевска состоялся 8 апреля.

Самолет с серийным №39069/5112 был выпущен в 2014 г. С октября 2014-го по март 2019 г. он летал в индийской авиакомпании Jet Airways, а затем, с июня 2019-го по январь 2020-го, – в компании Vistara также из Индии. Перед поставкой в «ИжАвиа» лайнер прошел окраску в специально разработанную для этого совершенно новую ливрею удмуртского перевозчика. Лизингодателем выступает компания BBAM. Особенностью компоновки самолета является наличие 180 мест в экономклассе и всего двух кресел в бизнес-классе. В Домодедово машина прибыла 19 февраля, но организационные процедуры по вводу ее в эксплуатацию у «ИжАвиа» заняли около полутора месяцев.

Российская авиакомпания «Сибирь» (летает под брендом S7 Airlines), ранее специализировавшаяся исключительно на пассажирских авиаперевозках, продолжает диверсифицировать свой бизнес: в феврале–марте этого года она приступила к эксплуатации двух грузовых самолетов Boeing 737-800BCF. Первый из них (VP-BEN) был получен компанией и прибыл в московское Домодедово 18 февраля 2021 г., второй (VP-BEM) – 23 марта.  

Как сообщили в апреле 2021 г. в Министерстве промышленности и торговли России, компания «Байкал-Инжиниринг» завершила изготовление планера первого опытного образца нового легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий ЛМС-901 «Байкал». В рамках госконтракта с Минпромторгом также была выполнена разработка эскизно-технического проекта и рабочей конструкторской документации. Работы по постройке первого опытного образца ЛМС-901 проводились на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

В начале года «Взлёт» рассказал о двух первых турецких программах крупноразмерных разведывательных и разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые позволили этой стране стремительно ворваться в немногочисленную высшую лигу производителей подобной техники. Речь шла о разработанном государственной корпорацией Turkish Aerospace Industries (TAI) средневысотном БЛА большой продолжительности полета Anka взлетной массой 1,6 т и находящимся у всех на слуху после недавнего конфликта в Нагорном Карабахе спроектированном и выпускающимся частной компанией Baykar Makina разведывательно-ударном беспилотнике Bayraktar TB2 (масса – 650 кг), состоящим на вооружении уже нескольких стран, в т.ч. Азербайджана и Украины. Развивая успех этих первых для Турции серийных крупноразмерных БЛА, оба предприятия пошли дальше, начав в 2019 г. испытания еще более серьезной техники, способной применять внушительный арсенал оружия – потяжелевшего вдвое, по сравнению с Anka, двухмоторного аппарата Aksungur (Anka-2) от TAI и 5,5-тонного Bayraktar Akinci с двумя турбовинтовыми двигателями. Об этих проектах – во второй части обзора о достижениях турецкого военно-промышленного комплекса в области беспилотной авиации.

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского производства», в которой приняло участие несколько десятков представителей авиационных властей, эксплуатантов и производителей самолетов и вертолетов. Один из докладов конференции был посвящен разрабатываемому Уральским заводом гражданской авиации (АО «УЗГА») 44-местному турбовинтовому региональному самолету ТВРС-44, который призван заменить сразу несколько типов морально устаревших региональных лайнеров, используемых сейчас российскими перевозчиками. Проект предстоит реализовать в рекордно короткие сроки: первые поставки намечены уже на 2025 г. При этом, вопреки расхожему мнению, это будет новый самолет, который от выбранного поначалу в качестве прототипа L-610 сохранит лишь внешнее сходство и частично – аэродинамическую компоновку крыла. Побывавший на конференции главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев поговорил с представившим доклад о ТВРС-44 главным конструктором Сергеем Меренковым о потенциале рынка, особенностях конструкции и ключевых вехах этого проекта.

40-местный турбовинтовой региональный пассажирский самолет L-610 стал самым крупным летательным аппаратом, разработанным и строившимся в Чехии (до 1990 г. – Чехословацкая Социалистическая Республика). Заказанный в начале 1980-х гг. компании Let в г. Куновице советским «Аэрофлотом» – основным покупателем производимых этим предприятием 19-местных самолетов местных воздушных линий L-410 – он должен был заменить в отечественной гражданской авиации многочисленные Ан-24, чей серийный выпуск завершился в 1979 г. Но судьба распорядилась иначе: самолет не успел завершить испытания до распада Совета экономической взаимопомощи стран бывшего социалистического лагера (СЭВ) и самого Советского Союза, а новой России в 1990-х гг. он оказался уже не нужным. В результате, программа L-610 ограничилась постройкой и испытаниями шести летных образцов с двумя типами силовой установки, а находившимся на сборке полутора десяткам первых серийных машин так и не довелось подняться в небо. Последний раз L-610 летал уже более 20 лет назад – в июне 2000 г.

Важнейшим событием мировой космонавтики прошлого года стало начало пилотируемых полетов на Международную космическую станцию американского многоразового корабля Crew Dragon   компании SpaceX Илона Маска. Он создан на базе многоразового грузового корабля Dragon, десять серийных образцов которого в период с октября 2012 г. по март 2020 г. выполнили 19 успешных миссий к МКС, доставляя на станцию до 3 т полезной нагрузки (еще один полет в июне 2015 г. закончился аварией). В декабре прошлого года начались регулярные полеты его улучшенной версии Cargo Dragon (Dragon-2). «Драконы» Маска сегодня являются единственными находящимися в эксплуатации многоразовыми космическими кораблями, способными к тому же возвращать грузы на Землю: все остальные «грузовики», как наши «Прогрессы», так и американские Cygnus от компании Orbital или японские HTV, равно как и уже не летающие западноевропейские ATV, сгорают при входе в атмосферу. В России, США и КНР сейчас ведется разработка нескольких новых многоразовых космических кораблей. Одним из них может стать амбициозный проект российской частной компании «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС), предусматривающий создание грузового корабля «Арго», способного совершать до 10 полетов на орбиту, выводя 2 т полезной нагрузки и возвращая 1 т на Землю. Достижения компании Илона Маска в космической области стали серьезным стимулом для многих, кто делает попытки развития негосударственной космонавтики. Смогут ли добиться успеха российские «частники»? Попробуем разобраться.

30 марта 2021 г., спустя ровно два года после первого полета, на аэродроме входящего в Дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации госкорпорации «Ростех» Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО «ВАСО») продолжились летные испытания первого опытного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, разработанного в рамках контракта с Минобороны России Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (ПАО «Ил»). Второй полет на Ил-112В №0101 продолжительностью около 30 минут выполнил экипаж во главе с шеф-пилотом ПАО «Ил» Заслуженным летчиком-испытателем РФ Героем России Николаем Куимовым. По словам командира экипажа, полетное задание, включавшее проверку устойчивости и управляемости самолета, работы силовой установки в различных режимах и функционирование основных бортовых систем, было успешно выполнено. В течение недели машина еще трижды поднималась в воронежское небо. Таким образом, в имеющей непростую судьбу программе Ил-112В, после неоднократных задержек и переносов сроков, наметился долгожданный прогресс, позволяющий надеяться на создание и запуск в ближайшей перспективе в производство удовлетворяющей всем требованиям заказчика серийной версии самолета, который должен был прийти на смену в государственной авиации устаревшим Ан-26, чей выпуск прекратился еще в 1986 г.

В начале апреля 2021 г. среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21-300 успешно завершил программу сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения. Они проводились на Севере России с базированием машины в аэропорту Архангельска. В испытаниях задействовался первый летный экземпляр МС-21-300 (бортовой №73051), прибывший для этого в Архангельск из подмосковного Жуковского 24 марта 2021 г. Для фиксирования работы самолета в зонах обледенения на нем было установлено специальное оборудование, в т.ч. 12 видеокамер.

15-й ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российского авиастроения в области производства и поставок новых пассажирских и транспортных самолетов посвящен году, ставшему одним из самых тяжелых для всей мировой авиационной отрасли. Пандемия коронавирусной инфекции не только практически парализовала работу воздушного транспорта, но и оказала самое пагубное влияние на производителей пассажирских самолетов: авиакомпании стали откладывать или вовсе отменять поставки уже заказанных новых авиалайнеров, а санитарные и карантинные ограничения нарушили график работы предприятий промышленности. Несмотря на это, российскому авиапрому при некотором сокращении объема производства (из-за снижения выпуска самолетов SSJ100) удалось даже нарастить, по сравнению с предыдущим «доковидным» 2019 г.,     поставки самолетов заказчикам.

2 февраля 2021 г. на заводском аэродроме компании Boeing в Сент-Луисе, штат Миссури, состоялся первый полет головного двухместного многофункционального истребителя F-15EX, построенного в рамках заключенного 13 июля 2020 г. контракта cтоимостью 1,192 млрд долл. на поставку ВВС США первой партии из восьми таких самолетов. В целом Пентагон планирует приобрести до 2030 г. не менее 144 истребителей F-15EX новой постройки на общую сумму 22,89 млрд долл. Таким образом, спустя 20 лет после поставки последнего двухместного истребителя-бомбардировщика F-15E Соединенные Штаты возвращаются к закупкам для собственных ВВС самолетов этого семейства.

Турецкие разработки в области беспилотной авиационной техники длительное время находились в тени достижений их зарубежных коллег – в первую очередь из США, Израиля и КНР. Однако после активного вступления Анкары в сирийский и ливийский конфликты, а, особенно, масштабной информационной кампании, направленной на популяризацию победоносного шествия турецких «Байрактаров» в ходе недавнего конфликта в Закавказье, о беспилотниках, создаваемых в этой стране, заговорили в буквальном смысле все: военные и авиационные эксперты, журналисты и простые обыватели.

17 января 2021 г. принадлежащий компании Virgin Orbit самолет Boeing 747-400 с бортовым номером N744VG оторвался от ВПП аэрокосмического порта Мохаве в Калифорнии и ушел в сторону Тихого океана. Через два часа на высоте 10 200 м из-под левой консоли его крыла отделилась длинная белая сигара – ракета-носитель космического назначения воздушного базирования, которая через несколько секунд свободного падения включила двигатель. Он проработал три минуты, после чего запустился двигатель второй ступени. За шесть минут он вывел полезную нагрузку – 10 наноспутников («кубсатов») – на переходной эллипс, но не затих насовсем – прождав 46 минут, он заработал вновь и «скруглил» орбиту до целевой высоты в 500 км. Выведение в космос 10 «кубсатов», запуск которых заказало NASA в рамках образовательной программы ELaNa-20, ознаменовало успешное завершение миссии первой в мире жидкостной ракеты-носителя воздушного старта LauncherOne компании Virgin Orbit.

1. У США вновь есть свой пилотируемый корабль

01 Drew Dragon DM 2 The SpaceX Crew Dragon

В минувшем году США вновь обрели возможность самостоятельно отправлять своих астронавтов на орбиту. Для американцев это событие стало знаковым, да и для всего остального мира первый пилотируемый полет корабля Crew Dragon не остался незамеченным. Надо признать, что эта миссия существенно изменила расстановку сил в мировой пилотируемой космонавтике. И не столько в году минувшем, как на все ближайшее время.

Перерыв между моментом вывода из эксплуатации кораблей многоразового использования системы Space Shuttle и началом полетов Crew Dragon стал самым длительным в истории американской пилотируемой космонавтики – он длился целых девять лет. Для справки: предыдущий такой перерыв – от последнего старта «Аполлона» (1975 г.) до первой миссии системы «Спейс Шаттл» (1981 г.) – составил шесть лет.

Полет Crew Dragon также примечателен тем, что этот корабль стал первым, созданием которого занималось не правительственное космическое агентство, а частная компания SpaceX. Конечно, NASA активно помогало частникам, но корабль все-таки делали они.

Создание пилотируемого варианта «Дракона» в SpaceX начали в 2014 г. Это официальная дата начала работ, после получения контракта от NASA, а фактически работы начались за несколько лет до этого.

Согласно полученному контракту SpaceX должна была построить многоразовый корабль, предназначенный для доставки экипажей на борт МКС. Он проектировался на семь человек, но по требованию NASA на станцию будут летать экипажи из четырех астронавтов – сделано это из соображений безопасности.

Разработка пилотируемого корабля велась достаточно активно, однако выдержать запланированные сроки не удалось: вместо 2017 г. в первый раз на орбиту он отправился только в 2019-м. Это был еще беспилотный рейс, который прошел к тому же с рядом замечаний. Тем не менее, SpaceX посчитала, что они не являются препятствием для пилотируемого полета, и в следующий раз, 30 мая 2020 г., отправила корабль в космос уже с двумя астронавтами на борту. После стыковки с МКС они пробыли на станции два месяца – не так уж и мало для тестового полета.

А в ноябре 2020 г. корабль поступил уже в штатную эксплуатацию, доставив на борт станции в рамках миссии Crew-1 четырех человек. Следующий экипаж планируется отправить на МКС в апреле 2021 г. (миссия Crew-2), при этом будет повторно использован корабль Endeavor, совершивший свой первый орбитальный полет в мае–августе прошлого года. Еще четверо астронавтов должны прибыть на МКС на борту «Дракона» в сентябре (Crew-3).

В планах SpaceX космические миссии Crew Dragon не только по заказам NASA, но и по коммерческим контрактам. Уже заключены соглашения на вывоз на орбиту «туристов», на съемку эпизодов художественного фильма и даже на экспедицию к Луне. Правда, последнее пока вызывает некоторые сомнения.

Введение в эксплуатацию корабля Crew Dragon нанесло заметный удар по имевшей место в течение девяти лет фактической монополии Роскосмоса на доставку людей в космос. Теперь экипажи МКС будут отправляться в полет не только на «Союзах», но и на «Драконах», а позднее, вероятно, – и на многоразовых кораблях Starliner от компании Boeing. Этот проект пока несколько отстает от программы SpaceX, и его первая экспериментальная пилотируемая миссия на МКС с тремя астронавтами на борту (Boe-CFT), по уточненным планам, может состояться в сентябре 2021 г., если, конечно, опять не будет осечки в испытательном беспилотном полете (эта миссия Boe-OFT2 намечена на начало апреля). Если всё пойдет по плану, то уже в конце этого года новый корабль от Boeing сможет приступить к регулярным рейсам на МКС, доставив на нее экипаж из четырех человек.

И еще о Crew Dragon. Недавно на его базе создана улучшенная версия грузового корабля – Cargo Dragon 2 (в период с октября 2012 по март 2020 гг. в рамках первого контракта с NASA состоялось 19 рейсов на МКС «грузовиков» Dragon исходной модели, причем три из них были использованы для этого трижды, а еще три – дважды; всего же SpaceX построила 11 серийных Cargo Dragon, из которых один не смог добраться до МКС, будучи потерян при аварии ракеты-носителя в июне 2015 г.). В первый раз обновленный «грузовик» отправился в полет к станции 6 декабря 2020 г. Теперь все дальнейшие миссии по снабжению МКС компания SpaceX будет осуществлять с помощью именно таких кораблей, каждый из которых рассчитывается на выполнение до пяти космических полетов.

Страница 6 из 25

cover 1 2 2024 445x600

№1-2/2024

• Ту-214 вернулся
  на авиалинии
• Российское гражданское
  самолетостроение:
  на этапе импортозамещения
• Крылатый "Партизан"
  в сибирском небе
• Семейство ARJ21
  расширяется
• Турецкий Kaan
   поднялся в воздух
• Итоги очередного
   космического года



 


separator

Интервью

25 октября 2022

Александр Иноземцев: «Такого количества…

Завтра в Москве, в павильоне №57 ВДНХ, открывается очередной Международный форум двигателестроения – МФД-2022. Одним из центральных его событий станет презентация нового отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14 представителям авиакомпаний,…
фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…


separator

Обзоры

Изображение по умолчанию
20 января 2023

Boeing сохраняет паритет c Airbus по…

Две ведущие самолетостроительные компании мира, Airbus и Boeing, подвели на прошлой неделе итоги минувшего года. Европейцы смогли нарастить поставки за год на 8% (до 661 самолета), американцы – на 41% (до 480). Здесь, конечно, сказывается так называемый…
Первые серийные самолеты МС-21 на сборке в цехе Иркутского авиационного завода. Фото: ОАК
08 января 2023

Производство и поставки российских…

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше,…
11 ноября 2022

Новинки летной программы Airshow China 2022

Проходящий на этой неделе очередной авиасалон Airshow China в Чжухае традиционно богат на новости: китайские предприятия не устают удивлять своими новыми разработками беспилотных летательных аппаратов, винтокрылой техники и вооружения. В этот раз немало…
Опытный экземпляр истребителя KF-21 в очередном испытательном полете. Фото: KAI
17 октября 2022

Истребители следующих десятилетий

Постройка и начало испытаний принципиально новой модели сверхзвукового истребителя – это всегда огромное событие в мире авиации. Такое случается весьма нечасто. С начала нынешнего столетия – менее десятка раз по всему миру (разного рода модификации и…
Один шести новых SSJ100, полученных компанией «Ред Вингс» в первом полугодии. Этот самолет с серийным номером (MSN) 95220 впервые взлетел в Комсомольске-на-Амуре 15 ноября 2021 года, а уже 21 января 2022-го выполнил первый регулярный пассажирский рейс по расписанию «Ред Вингс». Фото Алексея Михеева
07 июля 2022

О реактивных «регионалах»

Вчера мы посмотрели на ситуацию на рынке пассажирских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Сегодня – очередь реактивных «регионалов». На долю наших «Суперджетов» по итогам шести месяцев 2022 года пришлась примерно четверть (24%) всех новых самолетов…


separator

Репортажи

фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…
Фото: Алексей Михеев
12 июля 2020

«АВИАДАРТС-2020». Репортаж с финального…

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований…


separator