9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

В числе дебютантов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 – модернизированный армейский боевой вертолет Ми-35П. Казалось бы, хорошо знакомая как специалистам, так и широкой публике машина, но за узнаваемым силуэтом кроются совершенно новые возможности.

Корпорация «Иркут» расширяет поставки двухместных реактивных учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. На авиасалоне МАКС-2019 такие машины можно увидеть как в летной программе, так и на статической стоянке. К настоящему времени Воздушно-космическим силам России в рамках нескольких госконтрактов передано в эксплуатацию уже более сотни Як-130, которые используются для летного обучения курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков на учебных авиабазах в Борисоглебске, Армавире и Кущевской.

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют турбовальные двигатели для российских вертолетов Ка‑226Т и Ка‑62, ведут совместные работы с рядом других российских компаний. Накануне МАКС‑2019 мы попросили главу российского представительства Safran Валерия Кроля рассказать о его видении настоящего и будущего сотрудничества французских авиастроительных предприятий с нашей страной.

На прошедшей в Москве в конце мая этого года международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 холдинг «Вертолеты России» представил предложения по модернизации одного из своих наиболее успешных продуктов на мировом рынке – среднего многоцелевого вертолета соосной схемы Ка‑32А11BC. Благодаря своим уникальным летным возможностям и высокой грузоподъемности эти машины нашли широкое применение для выполнения специальных строительно-монтажных и поисково-спасательных операций, пожаротушения, трелевки древесины и решения других задач в более чем 30 странах мира. При этом Ка‑32А11BC стал первым в новейшей истории России вертолетом, сертифицированным по наиболее строгим западным нормам летной годности, получив сертификаты типа авиационных властей Канады, Западной Европы и ряда других стран мира. В настоящее время, помимо России, такие вертолеты широко эксплуатируются в Республике Корея, КНР, Испании, Португалии, Швейцарии, Канаде, Японии и др. Для дальнейшего повышения возможностей Ка‑32А11BC и его рыночной привлекательности разработана программа модернизации, предусматривающая оснащение вертолета новыми двигателями ВК‑2500ПС‑02, самым современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, реализующим принцип «стеклянной» кабины, а также новой высокоэффективной системой пожаротушения СП‑32.

В июле этого года знаменитому ОКБ Сухого исполнилось 80 лет. Самолеты марки «Су» сегодня без преувеличения имеют широчайшую мировую известность – они являются основой фронтовой авиации Воздушно-космических сил России и ВВС многих зарубежных государств, неизменно становятся наиболее желанными участниками разного рода авиасалонов и аэрошоу. Но путь к всемирной славе оказался долгим и нелегким. За восемь десятилетий своей истории ОКБ Сухого не раз меняло свое официальное название и «адрес прописки». Особенно непростым выдалось первое десятилетие: главному конструктору Павлу Осиповичу Сухому со своим коллективом приходилось работать и в Москве, и в Харькове, и в подмосковном Калининграде, и в Перми, и в Тушино… А в 1949 г. ОКБ было и вовсе расформировано. Воссоздать его снова на другом заводе – на нынешнем его месте в Москве, удалось только в 1953 г. С тех пор, уже более 65 лет, ОКБ Сухого располагается на улице Поликарпова, на краю бывшего Центрального аэродрома – знаменитого Ходынского поля. 

Коммерческие пассажирские авиаперевозки на региональных самолетах в России продолжают свой рост и развитие. В значительной степени этому способствует увеличение количества эксплуатируемых самолетов SSJ100 отечественного производства, которым уже принадлежит первое место среди всех региональных пассажирских воздушных судов в авиакомпаниях России как по количеству, так и по объемам авиаперевозок и пассажирообороту. Кроме того, на рост показателей по итогам прошлого года влияло активное развитие региональной программы авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines), завершившей в 2018 г. формирование парка из 17 самолетов Embraer Е170, а также поступление шести подобных лайнеров (в модификации Е190) в авиакомпанию «Икар». 

Прошедший в середине июля в С.-Петербурге Международный военно-морской салон МВМС‑2019 стал очередным поводом для возобновления дискуссии о том, получит ли когда-нибудь в будущем Военно-морской флот России новые авианосцы. Как известно, в составе отечественного ВМФ в настоящее время имеется всего один подобный корабль – ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435, включенный в состав Северного флота в январе 1991 г. и проходящий с октября 2017 г. капитальный ремонт, который продлится еще по меньше мере пару лет. Разработчик «Кузнецова» – Невское проектно-конструкторское бюро – впервые представил на МВМС‑2019 масштабную модель и рекламные материалы по предлагаемому им перспективному атомному авианосцу «Ламантин» проекта 11430Э с полным водоизмещением до 90 тыс. тонн. В свою очередь, Крыловский государственный научный центр показал модель вдвое меньшего по водоизмещению (44 тыс. тонн) многоцелевого авианосца с газотурбинной энергоустановкой (ее уже можно было видеть на военно-технических форумах «Армия» в подмосковном КВЦ «Патриот» в августе прошлого года и в июне нынешнего). Однако, демонстрация эффектных моделей и листовок с техническими данными вовсе еще не означает, что эти корабли воплотятся в металле: из уст высоких руководителей в последнее время не раз звучало, что в рамках действующей Государственной программы вооружения на период до 2027 г. строительство новых авианосцев в России не запланировано, что, тем не менее, не исключает гипотетической возможности их появления в более отдаленной перспективе. Попробуем разобраться.

Средства ПВО продолжают оставаться крайне востребованным видом вооружений как с учётом опыта недавних локальных конфликтов, так и с точки зрения обеспечения боевого потенциала вооруженных сил и оборонной устойчивости самого государства. В этой области российская промышленность является одним из главных законодателей мод. В своё время в нашей стране были разработаны и поставлены на вооружение несколько поколений техники объектовой и армейской ПВО. Многие из отечественных комплексов ПВО прошли боевое крещение практически во всех уголках мира и проявили себя с лучшей стороны. Многие иностранные армии приобрели наши системы ПВО, и эта тенденция сохраняется по сей день. 

Презентация на авиасалоне в Фарнборо в июле 2018 г. британской программы создания боевого самолета следующего поколения Tempest, сопровождавшаяся дебютной демонстрацией его полноразмерного макета, не могла остаться без ответа со стороны конкурентов из Европы – объединивших свои усилия в деле создания «Перспективной авиационной боевой системы» FCAS авиастроителей Франции и Германии (подробнее о проектах FCAS и Tempest – см. «Взлёт» №9–10/2018, с. 46–55). На прошедшем в июне этого года авиасалоне в Ле-Бурже компании Dassault Aviation и Airbus впервые представили воплощенное в натурных макетах, моделях и презентациях свое видение истребителя следующего поколения NGF (Next Generation Fighter) и работающего в связке с ним «роя дронов» – дистанционных беспилотных носителей различных датчиков и оружия (remote carriers). Не осталась в стороне и Турция, в последние годы все громче заявляющая о своих амбициях в области авиастроения: в Ле-Бурже она впервые показала полноразмерный макет собственного истребителя следующего поколения TF-X.

10 июля 2019 г. в 20 ч 14 мин московского времени на Государственном испытательном космодроме Плесецк в Архангельской области боевой расчет Космических войск Воздушно-космических сил России произвел успешный пуск ракеты-носителя легкого класса «Союз‑2.1в» с четырьмя космическими аппаратами в интересах Министерства обороны РФ. По официальной информации Роскосмоса, миссия, закончившаяся полным успехом – в расчетное время спутники были выведены на целевые орбиты и приняты на управление наземными средствами, – завершила программу летно-конструкторских испытаний ракеты «Союз‑2.1в», включавшую пять пусков с реальной полезной нагрузкой (первый из них состоялся 28 декабря 2013 г.), и теперь она полностью готова к эксплуатации. В настоящее время именно «Союз‑2.1в» является основным серийным российским средством выведения легкого класса (к этому классу принято относить ракеты-носители, способные выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 5 тонн; подробнее об отечественных и зарубежных легких РН – см. «Взлет» №6/2016, с. 58–63). Главная «изюминка» новой ракеты – применяемый на ее первой ступени уникальный жидкостно-ракетный двигатель НК‑33, разработанный еще полвека назад по «лунной» программе предприятием Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова (ныне – ПАО «Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации). С закрытием проекта Н‑1 в середине 1970‑х гг., этот превосходный даже по сегодняшним меркам по своим характеристикам двигатель остался «не у дел», но заботливо сохраненный на «Кузнецове» запас выпущенных еще в те годы НК‑33, нашел себе достойное применение. Но обо всем по порядку.

Вертолетостроение сегодня является стратегически значимой и инвестиционно емкой отраслью российской авиационной промышленности, оказывающей существенное влияние на обороноспособность и уровень развития экономики страны, а также ее транспортной системы. 

Минувший год завершился для мировых вертолетостроителей продолжением некоторого снижения поставок, что определяется общими тенденциями в отрасли, в первую очередь определенным спадом заказов со стороны нефтегазового сектора. Ведущая пятерка западных производителей винтокрылой техники, к которой принято относить европейские Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters (бывшие Eurocopter и Agusta Westland соответственно), американские Bell Helicopter, Sikorsky и Boeing, поставила в 2018 г. заказчикам в общей сложности 914 новых вертолетов – почти на 3% меньше, чем годом ранее, причем эта тенденция на снижение объемов поставок сохраняется уже по крайней мере пятый год подряд. 

Нынешней осенью легендарному отечественному армейскому боевому вертолету Ми-24 исполнится полвека: 50 лет назад, 19 сентября 1969 г., летчик-испытатель Герман Алферов впервые поднял в воздух опытный В-24, ставший прототипом первых серийных транспортно-боевых Ми-24А, появившихся в войсках в начале 70-х. В последующие годы машина претерпела целый ряд модификаций и модернизаций: начиная с Ми-24Д радикально другой стала компоновка кабины экипажа и конструкция всей носовой части фюзеляжа, на Ми-24В появились более эффективная система управляемого ракетного вооружения «Штурм-В», на Ми-24П – мощная 30-мм пушка; параллельно совершенствовались силовая установка и несущая система, были внедрены средства бортового комплекса обороны. За два десятилетия, к 1990 г., двумя авиационными заводами – в Арсеньеве и Ростове-на-Дону – было построено около 3300 вертолетов Ми-24 различных модификаций, более 700 из них в вариантах Ми-25 и Ми-35 были поставлены ростовским предприятием на экспорт в несколько десятков стран мира. Серийный выпуск Ми-24 для отечественных вооруженных сил завершился в 1989 г., после чего почти десятилетие новые вертолеты подобного типа фактически не строились. Но большой интерес к ним, сохранявшийся у зарубежных заказчиков, позволил во второй половине 90-х возобновить их производство на «Роствертоле», и ряд стран, среди которых Шри Ланка, Замбия, Нигерия, Ангола, Кипр, Индонезия, Чехия и др., получили в 1997–2006 гг. еще более полусотни Ми-35 и Ми-35П.

13 июня 2019 г. экипаж ульяновского АО «Авиастар-СП» во главе с летчиком-испытателем Олегом Гановичем поднял в первый полет очередной серийный военно-транспортный самолет Ил-76МД‑90А (№0202). Это первый новый самолет, взлетевший в этом году в Ульяновске, а в целом девятый «ил» (включая опытный самолет-заправшик Ил-78М-90А), поднявшийся в воздух на «Авиастаре», начиная с опытного Ил-76МД-90А (№0102) в сентябре 2012 г.

В апреле 2019 г. в АО «ОДК – Пермские моторы» под наблюдением представителей Росавиации прошел ознакомительный аудит комиссии Европейского агентства авиационной безопасности (EASA): он стал очередным шагом к получению сертификата одобрения производственной организации для выпуска двигателей ПД-14 в соответствии с требованиями EASA Part 21. Такой сертификат позволит зарубежным авиакомпаниям приобретать и эксплуатировать российские самолеты МС-21 с пермскими двигателями. 

28 марта 2019 г. входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева передал ВКС России очередной серийно модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Эта машина с бортовым №42 стала уже шестым строевым А-50, прошедшим глубокую модернизацию по программе, реализуемой «Бериевым» и Концерном радиостроения «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех»). После прохождения всех необходимых испытаний самолет был передан экипажу ВКС и успешно совершил перелет из Таганрога к месту постоянного базирования. В этом году А-50У должен был впервые стать участником Парада Победы 9 мая над Красной площадью Москвы, и переданный нынешней весной борт №42 участвовал в репетициях его воздушной части в апреле и начале мая (к сожалению, погодные условия заставили отказаться от пролета самолетов и вертолетов 9 мая 2019 г. над Москвой). Помимо работ по модернизации А-50У специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева и концерна «Вега» в настоящее время продолжают создание принципиально нового многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. В феврале этого года начались полеты по программе его предварительных летных испытаний.

13 апреля 2019 г. в американской пустыне Мохаве в воздух впервые поднялся необычный летательный аппарат – огромный двухфюзеляжный самолет Scaled Composites Model 351, более известный под именем Roc («Птица Рух») и являющийся частью авиационно-космической системы воздушного старта Stratolaunch. По размаху крыла, достигающему 117 м, он по праву считается крупнейшим в мире – превосходя по этому показателю самый большой (по длине) и тяжелый из ныне летающих в мире самолетов – Ан‑225 «Мрия», и равный с ним по расчетной массе полезной нагрузки (250 тонн). Roc взлетел с аэродрома Воздушно-космического порта Мохаве – гражданского аэрокосмического испытательного центра в Калифорнии, где и осуществлялась его сборка в специально построенном для этого огромном ангаре компании Stratolaunch Systems Corporation. Первый полет продолжался 2 часа 29 минут и проходил на высотах до 5200 м и скоростях до 305 км/ч. Взлетная масса аппарата в первом вылете составила 225 т (его расчетная максимальная взлетная масса – 590 т). К сожалению, инициатор и главный инвестор работ по авиационно-космической системе воздушного старта Stratolaunch легендарный миллиардер и филантроп Пол Аллен не дождался взлета своего нового детища: он скончался за полгода до этого, 15 октября 2018 г., в возрасте 65 лет в результате тяжелого онкологического заболевания, с которым долгие годы боролся. Как и ожидали многие, смерть Аллена не могла не повлиять на дальнейшую судьбу столь дорогостоящей и неоднозначной программы, какой является Stratolaunch. Еще до первого полета уникального самолета было официально заявлено, что разработка компанией собственных ракет-носителей для запусков с него приостанавливается, а в июне 2019 г. в СМИ появились данные, что вся Stratolaunch Systems Corporation может быть выставлена на продажу.

22 мая 2019 г. индийские ВВС успешно провели очередное испытание новой авиационной сверхзвуковой крылатой ракеты BRAHMOS-А, создаваемой российско-индийским совместным предприятием BrahMos Aerospace (образовано индийской Организацией оборонных исследований DRDO и российским НПО машиностроения в соответствии с российско-индийским межправительственным соглашением, подписанным в феврале 1998 г.). Ракета, запущенная с борта истребителя Су-30МКИ, успешно поразила наземную цель на полигоне на Никобарских островах в Бенгальском заливе Индийского океана. «Пуск ракеты с самолета прошел в точном соответствии с поставленным заданием, она пролетела по расчетной траектории и уничтожила запланированную для нее наземную цель», – сообщил официальный представитель ВВС Индии полковник (груп кэптен) Анупам Банерджи. Он напомнил, что испытание 22 мая стало вторым практическим пуском ракеты BRAHMOS-А с самолета Су-30МКИ: первый состоялся полтора года назад, 22 ноября 2017 г., когда ракета успешно поразила назначенную морскую надводную цель в акватории Бенгальского залива.

В мае 2019 г. в России завершилась регулярная коммерческая эксплуатация некогда одного из наиболее массовых и популярных отечественных пассажирских магистральных реактивных самолетов – знаменитого Ту‑134. Заключительные рейсы были выполнены на последнем выполнявшем в гражданской авиации России регулярные коммерческие перевозки авиалайнере Ту‑134Б‑3 (RA‑65693) авиакомпании «Алроса». 18 и 20 мая на нем были совершены завершающие полеты по расписанию из якутского Мирного в Иркутск и обратно, а 22 мая самолет перелетел из Мирного в новосибирское Толмачево, где теперь станет экспонатом местного музея истории авиации, заняв место рядом с Ту‑154М (RA‑85684) «Ижма», ранее также переданным сюда «Алросой». 

Преодолев трудности 2015–2016 гг., когда отечественный рынок авиаперевозок сменил рост на стагнацию, а затем и снижение, в течение 2017–2018 гг. российские авиакомпании вышли на новый уровень. В результате, в 2017 г. впервые в постсоветской истории отечественной гражданской авиации был преодолен рубеж в 100 млн перевезенных пассажиров, а в 2018 г. их число возросло уже до более 116 млн чел. Важным фактором прошлогоднего роста, без сомнения, стал Чемпионат мира по футболу минувшим летом. Однако не только ему обязано улучшение показателей отрасли – здесь необходимо отметить дальнейшее обновление парка воздушных судов с одновременным увеличением провозных емкостей, интенсивности полетов и расширением маршрутной сети с более тщательным подходом к ее планированию, в результате чего, в частности, минувший год показал рост перевозок на международных воздушных линиях на 11,5% и на внутренних на 10,0%, а процент занятности пассажирских кресел на внутрироссийских маршрутах повысился на 2,1 п.п. Тренд со знаком «плюс» остается в силе и в наступившем году: по результатам первых двух месяцев 2019 г. общие темпы роста не снижаются (они составили 10,7%), причем активизировалось развитие международных перевозок (рост на 14,9%), особенно из России в страны СНГ (+26,9%).

8 февраля 2019 г. в подмосковном Томилино, на территории летно-испытательного комплекса холдинга «Вертолеты России», состоялась торжественная передача создаваемой в России по инициативе госкорпорации «Ростех» Национальной службе санитарной авиации (НССА) первой партии из четырех вертолетов «Ансат» и четырех Ми‑8АМТ в медицинской комплектации. Все они оснащены современным оборудованием для диагностики и оказания медицинской помощи во время полета. Тем самым начата практическая реализация заключенного в сентябре прошлого года масштабного контракта на поставку НССА в общей сложности 46 медицинских Ми‑8АМТ и 104 «Ансатов». В мероприятии приняли участие министр здравоохранения России Вероника Скворцова, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, руководители предприятий отечественного вертолетостроения и представители регионов, где будет эксплуатироваться новая техника. Вертолеты будут выполнять санитарные задания в С.-Петербурге, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской и Амурской областях, в Хабаровском крае.

10 апреля 2019 г. в петербургском Пулково торжественно встретили первый рейс самолета Boeing 737-800 (VP-BEV), несущего непривычную еще окраску и логотипы Smartavia – такое коммерческое название теперь будет использовать авиакомпания «Нордавиа» (начинавшая в свое время как «Архангельские авиалинии», а затем «Аэрофлот-Норд»), при этом юридическое ее наименование останется неизменным. Среди целей ребрендинга – новое восприятие авиакомпании как клиентоориентированной, удобной и «умной», при этом не ассоциирующейся исключительно с севером. Smartavia намерена занять нишу между лоукостом и «премиумом», предоставляя высокий уровень сервиса по доступным ценам.

Проходящий раз в два года авиасалон Aero India в Бангалоре продолжает оставаться главной движущей силой в программе легкого индийского истребителя LCA Tejas, отметившей недавно 35 (!) лет с начала разработки. Восемь лет назад, 10 января 2011 г., накануне открытия Aero India 2011, самолет получил статус начальной боевой готовности (Initial Operational Clearance, IOC), который, правда, затем оказался лишь «предварительным»: с учетом изменившихся требований полноправного состояния IOC истребитель достиг только почти три года спустя – 20 декабря 2013 г. Четыре года назад, в январе 2015 г., перед Aero India 2015, первый серийный Tejas (самолет SP‑1 с бортовым номером LA‑5001) был официально передан ВВС Индии. И вот, наконец, 20 февраля 2019 г., в день открытия нынешней Aero India 2019, истребитель Tejas Mk1 получил статус полной боевой готовности (Final Operational Clearance, FOC). На церемонии в присутствии заместителя министра обороны Индии Санджая Митры и главы корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) Р. Мадхавана главнокомандующему ВВС Индии главному маршалу авиации Бирендеру Сингху Дханоа был вручен сертификат FOC и акт передачи самолета на вооружение (Release to Service Document, RSD). Участниками Aero India 2019 стали три предсерийных и два серийных LCA, а в виде моделей были представлены направления дальнейшего развития Tejas, в частности впервые был анонсирован новый облик самолета второго этапа – Tejas Mk2, который позиционируется уже как истребитель среднего класса.

30 марта 2019 г. на аэродроме входящего в Дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ПАО «ВАСО») состоялся первый полет опытного образца легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») в рамках контракта с Минобороны России и призванного заменить в Вооруженных силах страны и других ведомствах давно уже снятые с производства Ан‑26, срок службы которых неумолимо подходит к концу. Полет, который выполнил на Ил‑112В №0101 экипаж ПАО «Ил» во главе с Заслуженным летчиком-испытателем РФ Героем России Николаем Куимовым, продолжался 42 минуты и прошел в точном соответствии с поставленным заданием. 

Участником летной программы нынешнего авиасалона Aero India 2019 в Бангалоре впервые стал третий образец самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) EMB-145I Netra (его название можно перевести с санскрита как «глаз»), создаваемого для ВВС Индии на платформе бразильского регионального авиалайнера Embraer ERJ-145 и радиотехнического комплекса (РТК) с АФАР разработки бангалорского Центра авиационных бортовых систем CABS (Centre for AirBorne Systems), входящего с состав индийской Организации оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organization). Программа реализуется уже более 10 лет, и первые два EMB-145I уже можно было видеть на выставках в Бангалоре в предыдущие годы, но только недавно, в 2017 г., Netra был признан соответствующим состоянию начальной боевой готовности (IOC) и официально передан индийским ВВС. На стенде DRDO на Aero India 2019 демонстрировались модели и плакаты с довольно подробной информацией о EMB-145I и его РТК. Здесь же были представлены модели будущего индийского авиационного комплекса ДРЛО на базе широкофюзеляжного Airbus A330 и – впервые – самолетов патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения на платформе турбовинтового Airbus С295.

29 марта 2019 г. на подмосковный аэродром Чкаловский из Ульяновска прибыл первый из двух заказанных Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина самолетов Ту‑204‑300: они будут использоваться для доставки экипажей космических кораблей и специалистов Роскосмоса на Байконур, а позднее и на Восточный, а также для возвращения вернувшихся с орбиты космонавтов в Звездный городок. Первым в эксплуатацию объединенному авиационному отряду ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина» был передан самолет с бортовым номером RA‑64045, получивший имя легендарного советского главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королева, второй аналогичный Ту‑204‑300, носящий имя Юрия Гагарина (RA‑64044), ждут здесь в апреле. Планируется, что уже нынешним летом новые самолеты будут использованы для доставки на Байконур основного и дублирующего экипажей космического корабля «Союз МС‑13», запуск которого предполагается провести 6 июля 2019 г.

16 марта 2019 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») состоялся первый полет третьего летного экземпляра перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21‑300. Продолжительность полета составила около 1,5 ч, он проходил на высоте до 3500 м при скорости до 450 км/ч. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Андрея Воропаева и Романа Таскаева. По докладу экипажа, задание на первый вылет выполнено полностью, он прошел в штатном режиме.

В феврале 2019 г. к выполнению регулярных пассажирских перевозок на региональных самолетах SuperJet 100 приступила еще одна отечественная авиакомпания – Авиапредприятие «Северсталь». Первая машина этого типа с регистрационным номером RA-89117 была передана ей 26 декабря 2018 г., вторая (RA-89118) и третья (RA-89119) прибыли в Череповец 3 и 4 января 2019 г.

Прошедший в феврале этого года в Бангалоре авиасалон Aero India 2019 – хороший повод для нашего журнала рассказать об индийской космонавтике, тем более что совсем недавно, в конце декабря 2018 г. правительство этой страны окончательно утвердило национальную пилотируемую программу, в соответствии с которой уже в конце 2021 г. на собственном корабле, выводимом собственной ракетой с собственного космодрома на орбиту впервые должны отправиться индийские космонавты, называемые здесь гаганавтами. 

20 января 2019 г. в столице Лаоса Вьентьяне состоялся масштабный военный парад в честь 70‑летия со дня создания Народной армии Лаосской Народно-Демократической Республики. Главной его сенсацией стало участие в воздушной части парада новейших учебно-боевых самолетов Як‑130, только что поступивших в Лаос с Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут». Не секрет, что после вывода из эксплуатации истребителей МиГ‑21 в лаосских ВВС фактически не осталось реактивных самолетов, и вот теперь они снова обретают современную авиационную технику: полученные Як‑130 смогут использоваться здесь не только как учебные, но и как легкие боевые самолеты. 

Страница 3 из 17

cover 3 4 2020 445x600

№3-4/2020

• Авиационное двигателестроение
• Воздушный транспорт России
  накануне глобального кризиса
• МС-21: на испытаниях 4 самолета
•  «Аэрофлот» получил А350
•  Ил-114-300: скоро на сборку
• Взлетел 10-й Ил-76МД-90А
• Первый Ми-38 поставлен
  заказчику

 где купить?


separator

Интервью

27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…
09 ноября 2018

Максим Литвинов: «CR929 – проект…

Презентация полноразмерного макета кабины экипажа и отсека салона перспективного российско-китайского дальнемагистрального пассажирского самолета CR929 стала одним из главных событий авиасалона Airshow China 2018 в Чжухае. Корреспондент «Взлёта» Михаил…
20 августа 2018

Аэросила: капитализация интеллектуального…

Одним из направлений реализуемой в настоящее время программы импортозамещения части бортовых систем современного российского пассажирского самолета Superjet 100 является замена зарубежной вспомогательной силовой установки на отечественную, создаваемую…
20 июля 2018

«Аэроприбор-Восход» – для военной авиации

Почти три четверти века входящее в состав КРЭТ акционерное общество «Аэроприбор-Восход» работает в интересах аэрокосмической отрасли. Многофункциональные аэрометрические системы, разработанные и производимые АО «АП Восход», устанавливаются практически на…


separator

Обзоры

Фото: Embraer
12 мая 2020

Производство реактивных «регионалов»: итоги…

Мировое лидерство по объемам производства и поставок реактивных региональных пассажирских самолетов уже немало лет занимает бразильская компания Embraer. Правда, в последние годы количество переданных заказчикам лайнеров EJets продолжает постепенно…
Фото: Алексей Михеев
17 апреля 2020

РОССИЙСКОЕ АВИАМОТОРОСТРОЕНИЕ – 2020

Два года, прошедшие с предыдущего аналитического обзора «Взлёта» о текущем состоянии отечественного газотурбинного авиадвигателестроения, оказались довольно насыщенными важными событиями. Одним из главных среди них стала сертификация осенью 2018 г.…
Фото: Андрей Фомин
15 апреля 2020

ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ КВАРТЕТ – 2020. О…

В 2019 г. ведущие зарубежные авиапроизводители поставили своим заказчикам по всему миру 426 новых дальнемагистральных, 817 среднемагистральных и 126 региональных реактивных пассажирских и грузовых самолетов, под крылом которых установлено 2768…
В 2019 г. на летные испытания поступило два очередных опытных экземпляра новейшего пассажирского лайнера МС-21-300 – третий и четвертый летные образцы. На снимке: четвертая летная машина на окончательной сборке в цеху Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут», февраль 2019 г. Фото: «Иркут»
17 февраля 2020

В ожидании МС‑21. Производство и поставки…

14-й ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российского гражданского самолетостроения приходится начинать на невеселой ноте. В силу ряда объективных и субъективных причин объемы серийного выпуска и, особенно, поставок в авиакомпании отечественных…
На перроне нового саратовского аэропорта Гагарин, открывшегося в августе 2019 г. Фото: Пресс-служба аэропорта Гагарин
14 февраля 2020

Аэропорты России – 2020: достижения и…

Минувший год стал завершающим для нескольких наиболее ожидаемых проектов в аэропортовой отрасли России. В августе состоялся запуск нового саратовского аэропорта Гагарин, осенью началась эксплуатация третьей ВПП в московском Шереметьево, а к концу года…


separator

Репортажи

Фото: Ростех
09 декабря 2019

Рыбинские лопатки. Репортаж с «ОДК-Сатурн»

6 декабря 2019 г. в рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн», дочернем предприятии входящей в госкорпорацию «Ростех» Объединенной двигателестроительной корпорации, торжественно открылось новое литейное производство, которое должно стать крупнейшим в России центром по…
Фото: Марина Лысцева
11 марта 2019

Як‑130 теперь и в Лаосе

20 января 2019 г. в столице Лаоса Вьентьяне состоялся масштабный военный парад в честь 70‑летия со дня создания Народной армии Лаосской Народно-Демократической Республики. Главной его сенсацией стало участие в воздушной части парада новейших…
Фото: Григорий Беденко
11 января 2019

В Талдыкоргане встретили новые Су‑30СМ: в…

В канун Нового года казахстанские военные авиаторы получили прекрасный подарок. На авиабазу Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Талдыкоргане (до 1993 г. – г. Талды-Курган) поступили очередные четыре новых двухместных сверхманевренных…
Истребители пятого поколения J-20 станут участниками Airshow China уже во второй раз, но в этом году их летный показ обещает стать более продолжительным и эффектным. Фото: Алексей Михеев
02 ноября 2018

Чжухайские зарисовки

6 ноября в Чжухае, в провинции Гуандун на юго-востоке Китая, начнет работу очередной, уже по 12-й по счету международный авиасалон Airshow China 2018. И хотя до официального открытия выставки еще остается несколько дней, сюда уже слетелось немало…
Пара китайских истребителей Shenyang J-11 (Су-27СК) – дебютанты учений «Мирная миссия». Фото: Илья Соловьёв
14 сентября 2018

Мирная миссия 2018

В течение шести дней в конце нынешнего лета – с 24 по 29 августа 2018 г. – на базе межвидового полигона войск Центрального военного округа неподалёку от г. Чебаркуль Челябинской области прошли очередные антитеррористические учения вооружённых сил…


separator